Почему авиакомпании ограничивают вес и размер багажа?

Ограничение веса багажа Полезно знать

В отличие от поездок железнодорожным транспортом, на самолете люди, как правило, путешествуют на более дальние расстояния. А это значит, что пассажир берет с собой целый ряд вещей, которой будут удовлетворять его базовые потребности во время путешествия — одежда, предметы гигиены, различные электронные устройства. Во время активного развития рынка авиаперевозок, транспортировка багажа пассажиров превратилась в целую суб-индустрию, затраты на обслуживание которой соизмеримы с затратами на перевозку самого пассажира.

Физика полета

Начнем с наиболее «наболевшего» вопроса: почему есть ограничения на размер, вес и количество единиц багажа? И почему ограничения именно такие?

Ответ на этот вопрос основан на понимании физики полетов. Почему самолет летит? Потому, что поток воздуха, проходящего под крыльями создает подъемную силу. Самолет может лететь только тогда, когда подъемная сила превышает или равна весу самолета. Очевидно, что если подъемная сила больше его веса, то самолет набирает высоту, а если равна — то происходит так называемый горизонтальный полет, когда самолет летит на стабильной (крейсерской) высоте. Если подъемная сила стала меньше веса самолета, то это, как правило, внештатная ситуация, которая может иметь катастрофические последствия.

Величина подъемной силы напрямую зависит от скорости потока воздуха и площади крыла. Именно поэтому самолет должен сначала разогнаться до определенной скорости, называемой скоростью отрыва, и уже тогда перейти в режим полета. Это как раз та скорость, при которой крылья самолета начинают создавать большую подъемную силу, чем вес самолета. Таким образом, становится очевидным, что чем больше вес самолета — тем до большей скорости ему надо разогнаться на взлетной полосе, чтобы взлететь.

И здесь есть два важных момента.

  1. Взлетная полоса не бесконечна, и для того, чтобы самолет достиг необходимой скорости, ему может просто не хватить ее длинны.
  2. Шины и шасси самолета рассчитаны на определенную максимальную скорость, после которой есть риск, что их просто разорвет.

Итак, разгоняться до бесконечности самолет не можем. А это значит, что надо контролировать массу самолета. Из чего же она состоит? Есть четыре основных компонента:

  • масса самого самолета;
  • масса топлива, которым его заправили;
  • масса пассажиров;
  • масса багажа.

При подготовке к вылету вес самого самолета изменить невозможно. Конечно же, авиакомпании идут на различные ухищрения, например ставят полимерные кресла взамен кресел с металлическим каркасом, а производители самолетов сейчас все больше и больше используют полимеры и композиты в самой конструкции самолета. Количество горючего можно уменьшить, но есть риск того, что самолет банально не долетит до места назначения.

Масса Пакс (авиационный сленг для обозначения пассажиров) зависит от заполненности самолета и массы самих пассажиров. Тем не менее, даже если пассажир тяжеловат, то никто не заставит его вдруг стать легче, правда? Другое дело с багажом. Можно просто установить лимиты на багаж, или даже сделать его платным и это заставит пассажиров брать на борт меньше сумок.

Подготовка к полету

Подготовка к вылету выглядит следующим образом. Пилоты получают полетное задание (аналог маршрутного листа), где, в частности, указаны авиатрассы, по которыми будет осуществляться перелет. Зная трассу, а значит и расстояние, пилоты и техники вычисляют массу горючего, которое следует заправить. Данные о массе топлива вводятся в бортовой компьютер. После окончания посадки наземный персонал передает пилотам отчет о пассажирах, которые сели на борт. Эту процедуру, пожалуй, все видели. Похоже, что кто-то из наземного персонала в этот момент передает пилотам кучу распечаток.

Многие из вас удивляются, почему в авиабилете поле пол является обязательным? А все потому, что при расчетах массы пассажиров, берется разный вес женщины и мужчины. Данные о количестве пассажиров тоже заносится в компьютер. Параллельно с посадкой пассажиров идет загрузка багажа пассажиров. Каждый контейнер тщательно взвешивают и отчет также передают пилотам вместе с отчетом о пассажирах. Эти данные также заносятся в бортовой компьютер. Далее компьютер производит расчет конечной массы самолета и выдает пилотам параметры полета. В частности, скорость отрыва, оптимальную крейсерскую высоту, угол закрылок при взлете и т.д. В конце концов, современные бортовые компьютеры автоматически настраивают автопилот и другие системы, исходя из введенных данных о массе, а пилоты только наблюдают за этим процессом.

Интересным фактом является то, самолет может взлететь с максимально разрешенной массой, а вот сесть с ней не может. Например, у самолета Airbus A330 максимальная взлетная масса 233 тонны, а максимальная посадочная — 187 тонн. Если же А330 попытается сесть с весом в 200 тонн, то у него, как минимум, лопнут шины. Именно поэтому в случае экстренной необходимости вернуться в аэропорт сразу же после вылета, самолеты сливают топливо в воздухе или тратят его, кружась в специальной зоне возле аэропорта. Конечно же, в очень экстренных случаях пилоты будут стараться выполнить немедленную посадку, идя на сознательный риск.

Представим себе, что разрешенную норму багажа подняли на 3 кг. Если на борту у нас 300 Пакс, то 3 кг х 300 = 1000 кг. Одна дополнительная тонна не только удлинит взлетный путь на несколько метров, но и приведет к дополнительным затратам топлива. Итак, очевиден факт — это то, что каждый дополнительный килограмм массы увеличивает расход топлива. Особенно при взлете. А это в свою очередь удорожает авиаперевозки и как результат — стоимость билета. Поэтому многие авиакомпаний удешевляют авиабилеты, однако вводят дополнительную плату за багаж.

В авиаперевозках различают три вида багажа

Оформленный багаж (checked in luggage)

Это багаж, который пассажир сдает при регистрации и он транспортируется отдельно от пассажиров в специальном багажном отделении самолета. Стандартные требования к такому багажу — до 23 кг и максимальная сумма всех сторон в пределах 150 см.

Ручная кладь (carry-on luggage)

Багаж, который пассажир провозит с собой в салоне самолета. Очевидно, что размер и масса такого багажа строго ограничивается. IATA установила общие ограничения на ручную кладь, однако многие авиакомпании вводят дополнительные ограничения и правила для ручной клади. Требования к нему такие — до 7 (в некоторых компаниях 8) кг и размер не более 55 х 40 х 20 см.

Личные вещи (personal items)

Небольшой рюкзак или сумка с ноутбуком, сумка с фотоаппаратом, дамская сумочка — это так называемые сумки с личными вещами. Максимальный вес 2-3 кг.

Как правило, но далеко не всегда, пассажир в салон самолета имеет право брать одну единицу ручного багажа и одну личную вещь. Иначе говоря, вы имеете право взять в салон рюкзак с ноутбуком и небольшую дорожную сумку. Большинство авиакомпаний позволяет бесплатно зарегистрировать (сдать) одну единицу крупного багажа. Количество багажа на борту приходится контролировать для того, чтобы не перегружать самолет.

Ограничение количества зарегистрированного багажа

  1. Ограничения совокупного веса (weight concept). Авиакомпания устанавливает ограничения на совокупную массу багажа, который пассажир может зарегистрировать. Например, при лимите в 20 кг можно сдать в багаж две сумки весом по 9-10 кг. Этот подход сейчас довольно непопулярный и используется только определенными (как правило, региональными) авиакомпаниями. Например, так работает Maldivian Air Taxi.
  2. Ограничения количества (piece concept). В таком случае компания устанавливает ограничения на количество единиц багажа, которые пассажир может зарегистрировать (сдать). Очевидно, что масса и размер единицы багажа также ограничены. Как правило, ограничения по массе составляет 22-23 кг в эконом и 32 кг в бизнес и первом классах. Сегодня это самый популярный метод, который используют большинство авиакомпаний мира.

Почему масса единицы багажа имеет ограничения именно в 23 кг? Почему не 25 и не 30? Дело в том, что система единиц, которые используется авиации отнюдь не метрическая, а имперская. То есть высоту полета пилоты отмечают в футах, скорость — в узлах (морских миль в час), а массу горючего — в фунтах. То есть, фактически, ограничения массы сумки — это не 23 кг, а 50 фунтов (50 lbs).

Но опять же, почему 50 фунтов? Здесь на самом деле все просто. Вы наверное видели, что практически во всех аэропортах сумки на том или ином этапе переносятся грузчиками вручную. Законодательство многих стран устанавливает четкие ограничения на массу грузов, которые разрешено поднимать вручную. В каждой стране свои ограничения, но чтобы не нарушать законы ни одной страны-члена IATA договорились ограничивать багаж 50-ю фунтами.

Правда, многие из вас слышали об ограничении и в 32 кг (70 lbs). Да, действительно есть и такое, но оно, обычно, доступно пассажирам бизнес и первого класса, у которых в цену билета включена своего рода компенсация за перегрузки, которую авиакомпания потом заплатит грузчикам. Сумки массой более 32 кг авиалинии, как правило, не берутся транспортировать.

Несмотря на то, что организация IATA устанавливает общие правила перевозки багажа, каждая авиакомпания имеет право устанавливать собственные ограничения и правила. Авиакомпании могут брать за багаж плату, могут ограничивать его массу по сравнению со стандартной и т.д.

Оцените статью